- Иезуиты и иезуитская мораль
- как уже выше было указано, одним из главных факторов успеха иезуитов послужили те своеобразные нравственные законы, которыми руководствовались в своей деятельности иезуиты и проповеди которых они посвящали свои силы. Все стремление иезуитских моралистов было направлено не к ограждению верующего против нарушения нравственных законов, а скорее к оправданию и извинению этих нарушений. Так, напр., первейшая заповедь христианства "любить Господа Бога всем сердцем, всею душою и всем разумением" иезуитами толкуется довольно своеобразно: что "человек" "не обязан любить Бога ни в начале, ни в конце своей духовной жизни" вместо этой любви достаточны "таинства, индульгенции, чудотворные четки". На первом плане у них выдвигается любовь человека к себе "в отношении к духовным благам", обязанности же его по отношение к другим постольку лишь признаются, поскольку они не нарушают его интересов. Вообще они на первый план в ущерб душевным обязанностям выдвигают (что, конечно, легче для человека) обязанности чисто внешние. В случае же если и при этих условиях человек согрешит, то и тут ему в помощь руководства их: 1) учение о правдоподобном мнении в случае если человек находит какое-либо авторитетное мнение о негреховности того или иного деяния, то он смело может совершить это деяние, и оно не считается грехом, хотя бы мнения остальных и может даже более авторитетных лиц противоречили первому. 2) Учение о "грехе" в этом учении между грехами проводится различие между ними есть так наз. простительные которые не ставятся в вину совершившего их и он не обязан сообщать их своему духовнику; в случае же, если таких грехов наберется много, то согрешивший должен поскорбеть в душе своей об одном из них и довольно. К области грехов "простительных" относится область, где объектом греха является сам согрешивший, а также и та, где ущерб постороннего невелик. Грехи, совершенные по неведению, или несознательности, или невольности, не считаются грехом. 3) Условное согласие на что-либо все греховные помышления не считаются грехом, коль скоро человек, помышляя о них, делает оговорку: "Если бы это не было грешно" и т. д. (т. е., напр., "я убил бы этого человека, если бы Бог мне это позволил" это по учению иезуитов не будет грехом); не менее важное значение имеет и разрешение употреблять выражения, имеющие не одно значение, чем, конечно, в дурных целях весьма широко можно пользоваться, сознательно употребляя их и тем обманывая доверившегося вам, что, однако же, не будет грехом, ибо эти выражения допускают и другое значение, следовательно, виноватым является только тот, кто, выслушивая их, придает им значение неверное (отсюда широкое применение этих выражений на суде в целях сокрытия истины). И наконец, 4) Учение о "взаимоотношении цели и средств" учение это зиждется на том, что всякая благая цель освящает и оправдывает те средства, коими она достигнута; с этой точки убийство с целью завладения капиталом жертвы, который даст потом возможность творить дела милосердия, не будет грехом. Не довольствуясь, однако же, всеми этими облегчениями, иезуиты придумывали еще и специальные льготы тем или иным нужным лицам, что, конечно, привлекало к ним массу людей, которые, увлекаясь греховною жизнью, искали в учении иезуитов оправдание себе, а получив оное, становились всецело слугами ордена.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.