Иезуиты и иезуитская мораль

Иезуиты и иезуитская мораль
– как уже выше было указано, одним из главных факторов успеха иезуитов послужили те своеобразные нравственные законы, которыми руководствовались в своей деятельности иезуиты и проповеди которых они посвящали свои силы. Все стремление иезуитских моралистов было направлено не к ограждению верующего против нарушения нравственных законов, а скорее к оправданию и извинению этих нарушений. Так, напр., первейшая заповедь христианства – "любить Господа Бога всем сердцем, всею душою и всем разумением" – иезуитами толкуется довольно своеобразно: что "человек" – "не обязан любить Бога ни в начале, ни в конце своей духовной жизни" – вместо этой любви достаточны "таинства, индульгенции, чудотворные четки". На первом плане у них выдвигается любовь человека к себе "в отношении к духовным благам", – обязанности же его по отношение к другим постольку лишь признаются, поскольку они не нарушают его интересов. Вообще они на первый план в ущерб душевным обязанностям выдвигают (что, конечно, легче для человека) обязанности чисто внешние. В случае же если и при этих условиях человек согрешит, то и тут ему в помощь руководства их: 1) учение о правдоподобном мнении – в случае если человек находит какое-либо авторитетное мнение о негреховности того или иного деяния, то он смело может совершить это деяние, и оно не считается грехом, хотя бы мнения остальных и может даже более авторитетных лиц противоречили первому. 2) Учение о "грехе" – в этом учении между грехами проводится различие – между ними есть так наз. простительные – которые не ставятся в вину совершившего их и он не обязан сообщать их своему духовнику; в случае же, если таких грехов наберется много, то согрешивший должен поскорбеть в душе своей об одном из них – и довольно. К области грехов "простительных" относится область, где объектом греха является сам согрешивший, а также и та, где ущерб постороннего невелик. Грехи, совершенные по неведению, или несознательности, или невольности, не считаются грехом. 3) Условное согласие на что-либо – все греховные помышления не считаются грехом, коль скоро человек, помышляя о них, делает оговорку: "Если бы это не было грешно" и т. д. (т. е., напр., "я убил бы этого человека, если бы Бог мне это позволил" – это по учению иезуитов не будет грехом); не менее важное значение имеет и разрешение употреблять выражения, имеющие не одно значение, чем, конечно, в дурных целях весьма широко можно пользоваться, сознательно употребляя их и тем обманывая доверившегося вам, что, однако же, не будет грехом, ибо эти выражения допускают и другое значение, следовательно, виноватым является только тот, кто, выслушивая их, придает им значение неверное (отсюда широкое применение этих выражений на суде в целях сокрытия истины). И наконец, 4) Учение о "взаимоотношении цели и средств" – учение это зиждется на том, что всякая благая цель освящает и оправдывает те средства, коими она достигнута; с этой точки убийство с целью завладения капиталом жертвы, который даст потом возможность творить дела милосердия, не будет грехом. Не довольствуясь, однако же, всеми этими облегчениями, иезуиты придумывали еще и специальные льготы тем или иным нужным лицам, что, конечно, привлекало к ним массу людей, которые, увлекаясь греховною жизнью, искали в учении иезуитов оправдание себе, а получив оное, становились всецело слугами ордена.

Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. . 1913.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Иезуиты и иезуитская мораль" в других словарях:

  • Иезуиты и Иезуитско-католическая исповедь — – иезуитская исповедь, совершенно расходясь по духу с православной, в то же время, почти совершенно совпадает с римско католической, чему мы видим подтверждение в том, что папою Григорием XVI для католических духовников рекомендовано… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Иезуиты — члены важнейшего монашеского ордена римско католич. церкви. Иезуитский орден учрежден в 1534 г. Игнатием Лойолой (отсюда другое название И. Игнатианцы), назвавшим его обществом Иисуса (Societas Jesus) и обрекшим его на борьбу против адских… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • СВОБОДА ВОЛИ — понятие европейской моральной философии, окончательно оформившееся у И. Канта в значении интеллигибельной способности индивида к моральному самоопределению. В ретроспективном плане (до или посткантовские теории) термин «Св.» можно рассматривать… …   Философская энциклопедия

  • Украинская литература — Устная народная поэзия. Библиография. У. л. до конца XVIII в. Библиография. У. л. первой половины XIX ст. У. л. 60 90 х гг. У. л. конца XIX и начала XX ст. Библиография. Укр. советская литература. Устная народная поэзия. &nbs …   Литературная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»